Регистрация акционерных обществ

Напомним, что все субъекты предпринимательской деятельности (предприятия, учреждения, организации), в том числе действующие в форме акционерных обществ, являются юридическими лицами.

Цены на регистрацию фирм

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Государственной регистрацией занимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации. За государственную регистрацию предусмотрена государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация акционерного общества как юридического лица осуществляется по указанному в заявлении месту нахождения действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени акционерного общества без доверенности.

Обращаем ваше внимание, что за представление недостоверных сведений заявители, то есть юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. ФНС России в своем письме от 13 сентября 2005 г. N ЧД-6-09/761 настоятельно рекомендует налоговым инспекциям применять строгие меры к фирмам, у которых не совпадает адрес, указанный в учредительных документах, с фактическим адресом, вплоть до дисквалификации ее руководителей.

Возможна ситуация, когда налоговый инспектор, отправившись по адресу, указанному в государственном реестре, обнаружит, что по указанному адресу фирма не значится. В этом случае инспектор прежде всего попытается выяснить, была ли данная информация недостоверной или заведомо ложной изначально, то есть еще на момент регистрации организации. Помните, что при создании юридического лица в качестве постоянно действующего исполнительного органа организации может быть указан домашний адрес физического лица, представляющего постоянно действующий исполнительный орган организации. Для налоговых органов это недопустимо, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 671 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариусом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или иной удостоверяющий личность документ, а также идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации заявителями могут быть:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

полное и, если имеется, сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке;

организационно-правовая форма;

адрес, то есть место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с ним. В случае если постоянно действующего исполнительного органа нет, то указывается адрес того органа или лица, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности;

способ образования юридического лица: создание или реорганизация;

сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

подлинники или засвидетельствованные нотариусом копии учредительных документов;

сведения о правопреемстве;

дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

фамилия, имя, отчество, должность, паспортные данные и ИНН (если таковой имеется) лица, которое вправе без доверенности действовать от имени юридического лица;

сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

ИНН, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда, в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

сведения о банковских счетах юридического лица.

Законодательство устанавливает два способа подачи документов на государственную регистрацию компании:

отправить по почте с описью вложения;

непосредственно принести в налоговую инспекцию.

При этом пункт 3 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, устанавливает, что бумаги могут быть поданы только непосредственно заявителем. В свою очередь, ФНС России в своем письме от 1 февраля 2005 г. N 14-1-04/253@ высказала мнение, что представлять бумаги может как сам заявитель, так и любое лицо даже без доверенности. Справедливости ради следует сказать, что это письмо не носит нормативный характер, а является разъяснением по конкретному вопросу.

Однако, чтобы избежать каких-либо проблем в налоговых инспекциях с приемом регистрационных документов, стоит все-таки воспользоваться услугами представителя и оформить соответствующую доверенность для подачи документов на регистрацию.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации считается день их получения регистрирующим органом. Для тех заявителей, которые пришли в регистрирующий орган, выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Если документы были отправлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Помните, что регистрирующий орган не вправе потребовать от вас представить другие документы, кроме тех, что установлены законом. Это касается и нотариального удостоверения документов, представляемых при государственной регистрации, - удостоверение нотариуса необходимо только в случаях, предусмотренных законом.

Принятое регистрирующим органом решение о регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующему органу отведено 5 рабочих дней на то, чтобы передать сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Государственная регистрация акционерных обществ при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

При государственной регистрации создаваемого акционерного общества в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Заявление должно содержать подтверждение, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы. А также то, что представленные сведения достоверны, что при создании юридического лица был соблюден установленный порядок, в том числе порядок оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов);

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация акционерных обществ, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых обществ.

В случае если место нахождения акционерного общества, создаваемого путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

При государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Заявление должно содержать подтверждение, что учредительные документы созданных юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы. А также то, что сведения, содержащиеся в предоставленных документах, достоверны; что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; что все кредиторы реорганизуемого лица письменно уведомлены о реорганизации; что в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально заверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

Реорганизация может повлечь прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц. В таком случае регистрирующий орган сделает запись о прекращении их деятельности только после того, как получит информацию о вновь возникших юридических лицах. Исключение сделано лишь для юридических лиц, реорганизованных в форме присоединения. Для них реорганизация будет признана завершенной лишь с момента внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 предусмотрены две формы заявления:

- форма N Р13001 Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;

- форма N Р14001 Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

решение о внесении изменений в учредительные документы;

изменения, вносимые в учредительные документы;

документ об уплате государственной пошлины.

При внесении изменений в учредительные документы юридического лица регистрирующий орган в срок не более чем пять дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр, о чем в письменной форме и сообщает юридическому лицу.

Обращаем ваше внимание, что статья 83 Налогового кодекса РФ устанавливает обязанность постановки на учет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Соответствующее заявление необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений, которое определено статьей 11 Налогового кодекса. Чтобы избежать возможных негативных последствий при создании обособленного подразделения, даже если оно занимается основным видом деятельности организации (а по месту нахождения организации никакой деятельности не велось), организации следует подать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. В противном случае организация может быть привлечена к ответственности по статье 116 Налогового кодекса РФ.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Но при этом существуют все-таки некоторые ограничения. Например, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц предоставляются исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, в котором указываются необходимые сведения по перечню, закрепленному в приложении N 2 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в них сведений (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438).

Согласно пункту 20 указанных Правил содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к указанным Правилам, в виде выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к Правилам. Указанная информация предоставляется по запросу бесплатно юридическому лицу о нем в виде выписки из государственного реестра (п. 22 Правил).

Таким образом, по одному запросу может быть предоставлена только одна выписка из государственного реестра. По одному запросу, исходящему от юридического лица, несколько выписок из государственного реестра об этом юридическом лице не предоставляется.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

выписки из государственного реестра по форме, установленной приложением N 5 упомянутых Правил. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: нет;

копии документа, содержащегося в регистрационном деле юридического лица;

справки об отсутствии запрашиваемой информации. Она выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

При этом в соответствии со статьей 7 Закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения и документы из государственных реестров предоставляются за определенную плату, размер которой устанавливается федеральными законами.

Указанная информация предоставляется по запросу бесплатно лишь органам государственной власти, а также юридическому лицу, которому понадобилась выписка из государственного реестра о нем самом.

За плату та же информация предоставляется:

юридическому лицу - сведения о нем при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, а также при обращении о срочном предоставлении сведений о нем в виде выписки из государственного реестра;

физическим и юридическим лицам - сведения о конкретном юридическом лице при обращении в регистрирующий орган за информацией о нем, за исключением сведений о номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, об органе, выдавшем указанный документ, а также сведений о банковских счетах;

физическим лицам - справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Размер платы за предоставление указанной информации составляет 200 рублей за каждый такой документ. Срочное получение такой информации обойдется уже в 400 рублей за каждый документ.

Сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены и в электронном виде:

органам государственной власти, органам местного самоуправления и Центральному банку Российской Федерации - бесплатно;

юридическим и физическим лицам - за плату.

Размер платы за однократное предоставление указанной информации составляет 50000 рублей, за однократное предоставление обновленной информации - 5000 рублей, за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места - 150000 рублей.

Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов не может превысить пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Срочное предоставление сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Обратите внимание, что вам не могут отказать в предоставлении сведений и документов, за исключением, конечно, тех, доступ к которым ограничен или запрещен.

По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам. Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом Об акционерных обществах последние обязаны раскрывать более полную информацию о своей деятельности, установленную Положением ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены определенные требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, в том числе и акционерных обществ.

Заявления, уведомления и другие документы, используемые при государственной регистрации юридических лиц, представляются на бумажном носителе или в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган).

Заявление, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.

В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, то в соответствующих графах проставляется прочерк.

Заявление, уведомление или сообщение заполняются в одном экземпляре и представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку - представляются на бумажном носителе или в электронном виде. Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке удостоверяется нотариусом.

Расписка (приложение к заявлению), в которой содержатся наименование и реквизиты документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, заполняется регистрирующим органом в двух экземплярах. Один экземпляр остается в регистрационном деле юридического лица, второй - выдается или направляется заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом и подписью его должностного лица.

Вернуться к списку статей

Задать свой вопрос

Все поля обязательны для заполнения

captcha

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

captcha